Глава Tesla Илон Маск (Elon Musk) представил прототипы черепицы Tesla на основе солнечных панелей ещё в октябре 2016 года. Они были четырёх стилей и выглядели как обычный кровельный материал, но были, по существу, миниатюрными версиями традиционных солнечных панелей. Этот анонс «Солнечной крыши» тогда помог Tesla оправдать поглощение SolarCity стоимостью $2,6 млрд и показать уже через месяц видение того, что может сделать новое предприятие. Глава компании обещал, что солнечная черепица будет даже дешевле обычной на 20 % и предлагаться по цене порядка $240 за квадратный метр.
Кстати, позже группа инвесторов всё же подала иск о том, что господин Маск имел конфликт интересов, будучи председателем совета директоров SolarCity, основанной его кузенами и занимающейся производством домашних солнечных панелей. И этому делу даже был дан ход в суде. Так или иначе, но с момента памятного поклонникам Tesla анонса прошло два года — как обстоят дела с этим бизнесом?
«У нас теперь есть несколько сотен домов с солнечной крышей, и все идёт хорошо. Требуется некоторое время, чтобы просто удостовериться, что такая кровля простоит в течение 30 лет, и все детали будут по-прежнему работоспособны», — сказал господин Маск во время отчёта за второй квартал Tesla в августе.
По данным агентства Reuters, по состоянию на май было введено в строй лишь 12 крытых солнечной черепицей крыш Tesla, все они расположены в Северной Калифорнии. Tesla отказалась давать более актуальные данные, но пояснила, что «сотни» упомянутых Илоном Маском солнечных крыш включают те, на которые лишь поступили заказы или которые были установлены частично. Сам руководитель Tesla не уточнял заявление.
С мая 2017 года Tesla принимает вклады в размере $1000 за предварительные заказы на солнечную черепицу, но на тот момент компания не была даже близка к массовому производству. SolarCity построила завод в Буффало, чтобы производить панели, но он пока не работает на полную мощность. На последнем ежегодном собрании акционеров компании в июне прошлого года господин Маск объяснил постоянные задержки необходимостью проведения дополнительных испытаний: «Нужно провести так много ускоренных тестов на долговечность крыши. Поэтому, прежде чем мы сможем развернуть технологию на бо́льшее количество домов, нужно убедиться, что все элементы кровли будут работать как минимум три десятилетия».
Солнечная черепица, как и традиционные большие солнечные панели, использует кремниевые элементы для преобразования солнечного света в электричество. Но оказалось, эту технологию не так просто масштабировать и массово производить. «Создание небольших панелей на самом деле сильно изменяет способ работы технологии. И это большая проблема для Tesla и, безусловно, для всей отрасли в целом — попытаться её миниатюризировать таким образом, чтобы она оставалась рентабельной и вдобавок обеспечивала очень надёжные характеристики, которые свойственны для больших панелей», — считает управляющий директор Obvious Ventures Эндрю Биби (Andrew Beebe).
Три Хюн (Tri Huynh) — один из клиентов, которому Tesla уже установила солнечную крышу. Он живёт в Сан-Хосе, является владельцем Tesla Model 3 и одним из первых оформил предварительный заказ. Крыша ему была установлена в начале этого года. «На самом деле я был очень удивлён, что получил звонок, потому что ты никогда не знаешь, как всё это работает. Я думал, что будут большие задержки, даже не знал, сколько времени это займёт», — сказал он. В то время как традиционные солнечные батареи могут быть установлены за день, для монтажа этой крыши потребовался труд 10–15 рабочих в течение двух недель. Господин Хюн спросил, почему был выбран именно его дом — оказалось, это было обусловлено близостью к штаб-квартире, чтобы они могли быстро устранять возможные неполадки.
Приятный внешний вид черепицы от Tesla оказался недешёвым удовольствием: кровля обошлась господину Хуну в огромную даже по американским меркам сумму примерно в $100 тысяч — к счастью, ему всё равно нужно было менять крышу, но обычная стоила бы явно в разы дешевле. «Если честно, не думаю, что это когда-нибудь себя окупит, — считает хозяин, хотя доволен тем, что стал одним из первых и снизил расходы на электричество. — Традиционно летом мой счёт за электроэнергию составляет около $400–450. Мой последний счёт составил всего $40». Для людей, которые не нуждаются в новой крыше, но хотят использовать солнечную энергию, традиционные панели определённо дешевле.
В конечном итоге цель Tesla состоит в том, чтобы сделать солнечную черепицу экономичным вариантом, частично благодаря тому, что она более долговечна, чем другие виды покрытий для крыши. Компания также обещает 30 лет генерации электроэнергии.
«Можно предположить, что эта солнечная кровельная плитка всего за несколько лет станет привлекательной по цене, если компания сможет привлечь достаточно высокий интерес рынка, на который надеется, — считает профессор по энергетике Калифорнийского университета в Беркли Дан Каммен (Dan Kammen). — Ведь это уже не просто кровельная черепица, а электростанция на крыше».
Эксперты ожидают волну спроса на установку солнечных панелей в США в течение трёх–пяти лет. Tesla обещает, что темпы установки солнечной крыши будут нарастать в этом и 2019 году. «Весьма вероятно, что у Tesla есть в наличии великие инженеры и невероятные технологи, которые смогут справиться с этим очень сложным вызовом, добившись в итоге паритета по стоимости, — сказал Эндрю Биби. — Но пока эта цель ещё далека от воплощения».