Интроскоп — это специальный рентгеновский прибор, позволяющий проводить исследование внутренней структуры предмета и протекающих в нём процессов без необходимости открытия. Интроскопы широко используют для досмотра личных вещей в аэропортах, вокзалах и на станциях метро. В настоящее время существует немало видов интроскопии, но наибольшей популярностью пользуется применение рентена из-за удобства и относительной простоты. В этом случае проводится так называемый рентгеноструктурный анализ — благодаря дифракционному рассеиванию излучения создается проекция внутренней структуры объекта. Итак, как же работает интроскоп — об этом в сегодняшнем выпуске!
Принцип работы современного интроскопа достаточно прост. Багаж или другой досматриваемый объект движется по транспортеру и, попав внутрь тоннеля интроскопа, облучается рентгеновской трубкой с определенного ракурса: сверху, снизу или сбоку исходя из конструктивных особенностей прибора. В зависимости от толщины и материала объекта теряется часть энергии излучения. Остаточная энергия регистрируется специальными детекторами и преобразуется в электрические сигналы, которые обрабатываются в процессорном блоке. Чем более плотный багаж, тем меньше излучения попадает на детекторы. В конечном итоге интроскоп генерирует проекцию досматриваемого объекта, которая отражает его внутреннюю структуру. Чем больше толщина объекта, тем темнее он получается на итоговом изображении.
Анализ потерь рентгеновского излучения на разных уровнях энергии позволяет интроскопу определять материалы объектов по эффективному атомному номеру, разделяя их на три группы: органические, неорганические и промежуточные. При этом в зависимости от материала они отображаются на мониторе в желтом, синем или зеленом цвете соответственно.
С развитием технологий размеры детекторов уменьшаются. Это позволяет увеличить их количество в интроскопе и повысить качество получаемого изображения.
В настоящее время существуют многопроекционные интроскопы, которые генерируют изображения нескольких проекций одновременно и демонстрируют на мониторе вид объекта с разных ракурсов. Это существенно повышает качество и эффективность досмотра. Также существуют интроскопы, умеющие помимо атомной массы точно вычислять плотность каждого отдельного объекта багажа. Это позволяет обнаруживать жидкие и твердые взрывчатые вещества.
Стоит отметить, что интроскоп безопасен для досматриваемых объектов, так как энергия излучающих рентгеновских трубок мала — она составляет от 100 до 160 килоэлектронвольт. Этого недостаточно, чтобы нанести вред неодушевленным предметам или продуктам питания. Что же касается находящихся рядом людей, то корпус интроскопа надежно защищает их от излучения. Единственное место, где излучение может выходить наружу, — это входные и выходные шторки. Они сделаны из специального полимера с добавлением тяжелых металлов, в частности свинца, и достаточно хорошо экранируют радиацию. Но в момент прохождения через них багажа они открываются, и часть излучения выходит наружу. Поэтому не стоит залезать внутрь интроскопа, чтобы поскорее забрать свой чемодан.