Благодаря таким компаниям, как американская Vizio и китайская TCL, огромные телевизоры с тонкими рамками, отличным качеством изображения и встроенными службами потокового вещания стали доступны широким слоям населения. В сезон рождественских праздников в США были проданы миллионы телевизоров с поддержкой 4K и HDR. Стоимость такой модели, которая останется актуальной ещё много лет, с диагональю экрана 65″ составляла порядка $500.
Но такая низкая цена связана с оговоркой, на которую большинство людей не обращают внимания: некоторые производители собирают данные о пользователях, а затем продают их третьим сторонам. Они могут включать тип и время просматриваемой передачи, реакцию на рекламу, приблизительное местоположение и многое другое. В недавнем интервью The Verge с техническим директором Vizio Биллом Бакстером (Bill Baxter) прозвучало много любопытных подробностей.
«Это беспощадная отрасль. Это отрасль с прибыльностью в 6 %. Но более эффективная стратегия заключается в том, что мне в действительности не нужно зарабатывать на самом телевизоре. Я должен лишь покрыть свои издержки», — пояснил господин Бакстер. Подобный подход можно наблюдать в продвижении популярных игровых консолей, владельцы экосистем которых готовы отдавать устройство по себестоимости, а порой и ниже. Это очень удобно для потребителей, получающих столь передовое устройство дешевле и не предвидящих своих будущих расходов на игры. Но в широких масштабах — со стороны компаний — всё это поддаётся анализу и прогнозу.
Vizio тоже готова продавать свои телевизоры без особой наценки, получая прибыль с помощью сбора данных, рекламы и продажи развлечений для потребителей. И к этим действиям пользователи уже не столь благожелательны. «Речь идет не только о сборе данных. Речь идет о монетизации ТВ после покупки. Вы продаете определённые фильмы, какие-то телевизионные шоу, некие рекламные объявления, знаете ли. На самом деле это не так уж и отличается от веб-сайта The Verge», — последовала ремарка от Билла Бакстера.
Именно эти дополнительные формы заработка помогают компаниям вроде Vizio и TCL делать большие, красивые и «умные» телевизоры такими доступными. По словам технического директора Vizio, без этого подхода потребителям придётся платить больше: «Мы бы взимали немного большую плату в рознице, чтобы компенсировать расходы».