Столь пессимистический вариант развития событий обрисовали некие неназванные эксперты, мнение которых привело информационное агентство РИА Новости. Разорить компанию, которая ещё несколько дней назад с оптимизмом уверяла, что в 2019 году квартальных убытков в её отчётах больше не будет, а чистая прибыль уже сейчас фиксируется вторую четверть подряд, может предстоящая 1 марта выплата кредиторам $920 млн, полагают аналитики. Речь идёт о платеже по конвертируемым облигациям, выпущенным в 2014 году, который является самым крупным за всю историю Tesla.
Проблема состоит в том, что наличных средств у Tesla хватит только на покрытие половины долга. Остальную часть придётся гасить акциями, но при этом их цена должна составлять почти $360 за штуку. При нынешней волатильности ценных бумаг Tesla гарантировать, что к 1 марта их стоимость поднимется до указанной отметки, никто не может. Хотя, как заявил агентству Bloomberg специалист компании Aegon Asset Management Крис Хартман (Chris Hartman), такая вероятность существует. И действительно, если посмотреть на статистику за последний год, то увидим, что начиная с прошлой весны, их цена несколько раз даже превышала порог в $360. Правда, также несколько раз случались и падения ниже $300, причём последнее было зафиксировано совсем недавно — 23 января. Отметим, что по состоянию на 1 февраля 2019 года стоимость акций компании составляла $312.
И хотя пока ценные бумаги Tesla немного отыгрывают потерянные неделю назад позиции, инвестиционный климат вокруг компании Илона Маска в данное время складывается не самый благоприятный. С начала года произошло как минимум три события, бросивших тень на безоблачное будущее американского автопроизводителя. Сначала компания отозвала почти 15 000 электромобилей в Китае из-за дефекта подушек безопасности, который мог привести к их срабатыванию в любое время. Затем поступило известие об увольнении 3000 сотрудников, хотя после предыдущего сокращения штата, состоявшегося летом 2018 года, Илон Маск заверил, что впредь такого не повторится. И, наконец, несколько дней назад во время оглашения финансовых итогов было объявлено об уходе со своего поста финдиректора Tesla Дипака Ахуджу (Deepak Ahuja).
Нельзя не отметить и давление со стороны конкурентов. К примеру, полтора месяца назад Porsche начала принимать заказы на электрический спорткар Taycan EV. Спрос на новинку по цене от $80 000 оказался высоким, причём свыше половины покупателей оказались нынешними владельцами машин Tesla. В будущем подобных предложений на рынке будет всё больше, а их стоимость пойдёт на снижение. На фоне этих ожиданий некоторые эксперты даже заговорили о том, что уход Tesla с рынка электромобилей — вопрос времени. Впрочем, пока это лишь один из множества вариантов развития событий. По крайней мере, Илон Маск вряд ли так просто «сдаст» своё детище. Хотя бы только потому, что акционеры пообещали заплатить ему $55 млрд, если через десять лет он останется главой компании, а рыночная капитализация последней достигнет $650 млрд, то есть в 12 раз превысит её нынешнюю стоимость.