Каждый год, в преддверии новогодних праздников, мы общими усилиями выбираем лучшие за минувшие двенадцать месяцев игры. Очень приятно, что в числе достойнейших кандидатов в 2021-м оказалась масса отечественных проектов. В первую очередь хочется отметить «Чёрную Книгу», симбиоз приключения и карточной стратегии, и «рогалик» Loop Hero. Это игры мировой величины, без всяких скидок на «нашесть», скромный бюджет и инди-статус создавших их команд. И это не единственные достойные упоминания российские релизы года — как минимум есть ещё King’s Bounty II, Pathfinder: Wrath of the Righteous, ATOM RPG: Trudograd и другие.
Блокбастеров тоже хватало, но с ними всё оказалось не так просто. В этом пандемийном году вообще всё было непросто, и игры — не исключение. Давайте обо всём по порядку.
⇡#Выбор читателей
Голосование среди читателей 3DNews, как обычно, длилось ровно неделю — с 11 по 18 декабря. Resident Evil Village сразу выбилась в лидеры, и поначалу казалось, что никто не сможет сразиться с ней в битве за первое место, — Forza Horizon 5, другой отличный хит этого года, ревел мотором на безопасном расстоянии в несколько процентов. Но через пару дней объявился претендент, который стал стремительно сокращать расстояние. Life is Strange: True Colors подвинула гоночную аркаду Playground Games, ворвалась в топ-2 и методично набирала голос за голосом. Когда финиш уже показался на горизонте, LiS вплотную приблизилась к конкуренту в борьбе за главный трофей…
Опрос загружается…
Однако продолжение хоррор-серии от Capcom всё же удержалось на вершине. Кто знает, как повернулась бы ситуация, продлись голосование немного дольше обычного. Так или иначе, вы сделали свой выбор — игрой года по версии читателей 3DNews стала Resident Evil Village!
Примечательно, что три места в топ-10 заняли проекты Xbox Game Studios и ни одного — Sony Interactive Entertainment. Позиции PlayStation в России всегда были сильны, но пандемия сломала привычный уклад — новые консоли не так-то просто найти и весьма дорого купить, цены на игры тоже не радуют широкую публику. Тем временем Microsoft предложила Game Pass и доступную Xbox Series S, что вкупе с планомерным расширением на ПК в этом году сделало её проекты доступными массовой аудитории. Ну и конечно, помог тот факт, что Forza Horizon 5 (3-е место в рейтинге), Age of Empires IV (4-е место) и Halo Infinite (9-е место) увлекательны сами по себе, безотносительно к ситуации в России и мире.
Да-да, Age of Empires. А ещё — ATOM RPG: Trudograd (7-е место) и Pathfinder: Wrath of the Righteous (8-е место). Три позиции в читательском рейтинге — олдскульные представители олдскульных жанров! В одном ряду с великолепным кооперативным приключением It Takes Two (5 место) и ожидаемо популярными блокбастерами в лице Far Cry 6 (6-е место) и Guardians of the Galaxy (10-е место).
В 2021 году топ-10 получился действительно ярким и разнообразным — найдётся что-то для каждого. Подробнее о лидерах читательского голосования — в этом спецвыпуске GamesBlender.
⇡#Выбор редакции
А теперь перейдём к лучшим играм по мнению редакции 3DNews. Помимо традиционного личного топ-5, на сей раз мы добавили «Почётное упоминание». Этот пункт никак не влияет на выбор игры года и не участвует в голосовании — это просто игра (не обязательно вышедшая в 2021-м), которую автор по той или иной причине захотел выделить и обратить на неё ваше внимание.
Переходим к топам.
- Before Your Eyes.
- «Чёрная книга».
- Genesis Noir.
- The Artful Escape.
- Deathloop.
По-настоящему великих, трансформирующих моё сознание игр на манер Kentucky Route Zero в 2020-м или Disco Elysium в 2019-м в этом году не было — либо я пока до них не добрался (что вполне вероятно — не всегда удаётся сыграть во все новинки сразу). Но мощных, подаривших отличный эмоциональный или интеллектуальный опыт игр было достаточно.
Самая эмоциональная среди всех — совершенно точно Before Your Eyes, очень необычная по своей механике (если кто не знает, в ней надо только моргать; или не моргать — это Dark Souls от мира глазных мышц) и катарсическая по наполнению игра. Чуть манипулятивная (на манер That Dragon), но всё же удерживающаяся на грани перебора с сентиментальностью Cancer. Остальные игры из моего списка — это блистательно игроизированный на стыке визуальной новеллы и карточной стратегии уральский фольклор в «Чёрной книге», феерический вынос мозга (но почти лишённый геймплея) в Genesis Noir, самая красивая (на мой вкус) игра года The Artful Escape и очередная кайфовая игра от Arkane — они вроде почти каждый раз разные (отдельная благодарность за то, что не доят одну и ту же франшизу), но как домой приходишь.
Почётное упоминание: If On A Winter’s Night, Four Travelers. В последний момент вылетевшая из пятёрки в «почётное упоминание» бесплатная игра с itch.io (под конец года вышла в Steam, тоже доступна бесплатно). Как правило, на «итч» ходят за огромными залежами интересных, но неоформленных игромеханических и нарративных идей, тогда как это — очень стильная, аккуратно исполненная полноценная игра, вдохновлённая повестью Итало Кальвино (отдельно её рекомендую), состоящая из трёх связанных новелл — вторая покорила моё сердечко полностью, но хороши все.
1. Final Fantasy XIV: Endwalker.
2. Monster Hunter Rise.
3. Shadow Tactics: Blades of the Shogun – Aiko’s Choice.
4. «Чёрная книга».
5. —
Final Fantasy XIV, несмотря на принадлежность к ММО, давно оставила далеко позади остальные JRPG по качеству сюжета, забравшись на совершенно недосягаемую высоту. Хотя почему только JRPG — всем жанрам стоит поучиться у неё тому, как связывать гигантское количество событий и персонажей воедино. Дополнение Endwalker идеально закрыло многолетнюю сюжетную арку, подкинув при этом немало сюрпризов. Вообще, FF XIV с каждым годом становится всё лучше, и каждое дополнение может на равных соперничать с одиночными проектами — здесь найдутся занятия и для тех, кто предпочитает действовать соло (одного сюжетного контента уже набралось на несколько сотен часов), и для тех, кто больше тяготеет к рейдам и PvP.
В остальном же, в 2021-м выходило много всякого, однако часть из этого разочаровала, до части я пока не добрался, а часть была пройдена и мгновенно забыта. Поэтому пятёрки лучших у меня не набралось. С другой стороны, приятно удивила «Чёрная книга» — давно ждал проекта, основанного на богатейшей мифологии наших народностей. И спасибо Aiko’s Choice за шикарный дизайн карт и возможность серьёзно пошевелить мозгами, и новому «монхану» за портативность и полировку и без того превосходного геймплея.
Почётное упоминание: The World Ends With You (Nintendo DS). Планы на реальное возвращение в Японию в этом году улетели в мусорное ведро, однако один из лучших проектов Square Enix (правда, это справедливо только для DS-версии, не ремастера) всегда был под рукой и готов отправить меня на прогулку по знакомым улицам. Каждый раз TWEWY удивляет тем, как точно ей удалось ухватить атмосферу, пожалуй, самого знаменитого района Токио. Она предлагает настоящую, живую Сибую (настолько, что если вы там гуляли, то в игре сможете ориентироваться без карты), а заодно чудесную музыку и проработанных персонажей. К сожалению, как «нины», так и «скворечник» больше не экспериментируют ни с форм-факторами устройств, ни с геймплейной составляющей, что сказалось на сиквеле, поэтому TWEWY наверняка останется единственной в своём роде и неповторимой.
- Chicory: A Colorful Tale.
- Halo Infinite.
- Returnal.
- Life is Strange: True Colors.
- Forza Horizon 5.
Всегда отрадно, когда произведение поднимает понятные и близкие тебе темы. В этом году такой игрой для меня стала Chicory: A Colorful Tale — история комплексующей художницы, всё чаще встречающей одобрение публики и всё больше верящей в себя, сильно мотивирует. Я бы рекомендовал эту игру всем творческим людям — когда ваша безостановочная самокритика загонит вас в угол и перерастёт в патологию, Chicory сможет вывести из ступора и заставить взглянуть на своё творчество иначе.
Дальше в моём списке знакомые всем игры. Halo Infinite — восхитительный мультиплеер, недостатки которого легко исправить, и первый за пять лет онлайн-шутер, излечивший мою зависимость от Overwatch. Returnal — блестящая реализация идей, которые Housemarque так или иначе пыталась воплотить в своих великолепных играх с более скромными бюджетами. Ну а новые Life is Strange и Forza Horizon — лучшие части серий, подарившие яркие эмоции.
Почётное упоминание: Fortnite. Образцовая игра-сервис продолжает становиться всё круче с каждым крупным обновлением. Запущенная в декабре третья глава внесла не слишком много изменений в формулу, но даже мелкие нововведения вроде подкатов и автомата с прицелом сильно освежили процесс. Fortnite постоянно меняется, поэтому, когда, устав от неё, делаешь перерыв, а потом возвращаешься, она может заиграть совсем другими красками, и это отличает её от конкурентов. Ну и старт нового сезона означает, что сейчас там полно «средних» игроков, а против них строить небоскрёбы не надо — достаточно одной диагональной доски и одной вертикальной. Жаль, времени на Fortnite не хватает, но стоит её запустить, и уже не вылезешь.
- «Чёрная книга».
- Inscryption.
- Loop Hero.
- It Takes Two.
- Griftlands.
В уходящем году случился внезапный наплыв карточных игр. Проектов в жанре было много — и оригинальных! — и, что приятно, многие из них оказались высшей пробы. Например Griftlands — прекрасное и многообразное приключение с остроумными шутками, искромётными диалогами и, конечно, богатым разнообразием тактик и стратегий.
А вот не карточная It Takes Two оказалась эталонным кооперативным развлечением, и в то же время необычайно трогательным произведением. В Loop Hero драматизма поменьше, но зато она предлагает уникальный игровой процесс, способный беспощадно поглощать свободное (да и рабочее) время. К слову, в этом году я душевно пообщался с её разработчиками — загляните сюда, если интересно.
Inscryption пленила мои сердце и разум смелым выходом за привычные метафизические пределы карточной игры. Но истинным откровением этого года для меня стала Black Book! Тончайший перенос славянского фольклорного материала в канву игрового произведения поражает, а мощная история и невероятно убедительное воплощение навсегда запали в душу.
Почётное упоминание: Mass Effect. Моё первое настоящее знакомство с капитаном Шепард (да, в моём мире главный человек на «Нормандии» был женщиной) произошло в Mass Effect Legendary Edition. Это настоящий восторг! Mass Effect — невероятной мощи фантастическое игровое полотно, которое поражает даже сегодня.
- Psychonauts 2.
- Tales of Arise.
- Shin Megami Tensei V.
- Deathloop.
- Resident Evil Village.
Уходящий год был богат на качественные релизы как от небольших студий, так и от крупных. Далеко не все заметные игры по тем или иным причинам удалось опробовать и/или допройти, но как минимум несколько ярких впечатлений за 12 месяцев у меня набралось.
Resident Evil Village встречает роскошной первой четвертью (замок Димитреску), удержать планку которой на протяжении оставшейся части сюжета, увы, не может, тогда как Deathloop оказывается нелинейной больше на словах, чем на деле, хоть и неизменно радует своей режиссурой и геймплеем в лучших традициях Dishonored.
Немало времени в 2021 году у меня отняли и JRPG — Shin Megami Tensei V привлекла меня в первую очередь как поклонника Persona, но подарила уникальные впечатления, а Tales of Arise вырвала из реальной жизни на добрые 70 часов благодаря своему миру, персонажам и боевой системе.
На исходе лета, спустя 16 лет после выхода первой части, увидела свет Psychonauts 2 — глубоко авторское, трогательное, смешное и до безумия креативное произведение. Международных чартов продаж новое творение Double Fine не сотрясло, но неизгладимое впечатление как минимум на одного своего фаната произвело.
Почётное упоминание: Vampire: The Masquerade — Bloodlines. На волне ажиотажа вокруг сиквела мне захотелось наконец пройти оригинальную Bloodlines. Кривой стелс и неуклюжие бои не испортили впечатления от 30-часового приключения, полного мастерских диалогов и широких возможностей для отыгрыша. Будем надеяться, что вторая часть после всех пертурбаций с разработчиками будет хотя бы наполовину так же хороша, как первая. Если вообще будет.
- It Takes Two.
- Halo Infinite.
- The Artful Escape.
- Forza Horizon 5.
- Guardians of the Galaxy.
Комедия — сложный жанр, в играх хорошая шутка встречается достаточно редко. Кто бы мог подумать, что я буду хвалить диалоги в игре, которая даже к жанру RPG не имеет никакого отношения. «Стражи» — словно стендап, не замолкает и не даёт отдышаться между шутками и гэгами. Геймплей не поражает уникальностью, но игра всё равно может предложить отличное путешествие со знакомыми героями.
У меня сотни часов в Forza Horizon 4, уверен, в пятой будет не меньше. Весёлая аркада, которую можно настроить под себя, удивительно красивая Мексика. В этой части немного разочаровал саундтрек, но Spotify никто не отменял. Включаем список треков из GamesBlender — и погнали!
Про The Artful Escape мало кто слышал, а даже если слышал, скорее всего, прошёл мимо. Ещё бы — вид сбоку, аляповатая картинка… Но если вы любите музыкальные игры так же, как я, — вам понравится. Здесь есть секции с диалогами (весьма занятными), а также музыкальные поединки, где пригодится хорошая скорость реакции. Да и просто гулять по яркому музыкальному миру этой осенью и зимой — самое то.
На протяжении нескольких лет мы рассказывали о проблемах разработки Halo Infinite. Люди уходили, игру переносили, произошёл Крейг. И вот она тут. И знаете что? Мне понравилось. Во-первых, это потрясная оружейная механика. Ощущения от пушек хорошие, каждая битва — хоть в открытом мире, хоть в узких коридорах — уникальна. Враги всё так же дают жару, приходится экспериментировать. Да и есть чем, ведь крюк — лучшее нововведение в Halo. Во-вторых, мультиплеер. Честный. Быстрый. Тактический. Вам не нужно вовлекаться, сотни часов тратить на прокачку ствола или профиля в тщетных попытках хоть как-то догнать оппонентов (этого просто нет). На старте матча все равны, а решает только ваш скилл и понимание механик оружия и карты.
И последнее, но не по значению — It Takes Two. Как же она меня бесила! Но — первое место в топе, и всё дело в кооперативе. Очень важно, как и с кем вы будете играть. Это действительно повлияет на ваши впечатления от игры.
Почётное упоминание: Devil May Cry 5 Special Edition. Очень стыдно, Capcom, продавать патчи на игры. Но недавно я купил последнее издание. Хотелось оценить адаптацию под новое поколение — все эти 4К, RTX и т. п. В итоге перепрошёл за Вергилия в режиме «Турб» на сложности Legendary Dark Knight. Всё ещё лучший слешер последних лет. «Рождённый из пламени, я был благословлён. Мой фамильный герб — демон смерти!»
- Inscryption.
- Loop Hero.
- Forza Horizon 5.
- Griftlands.
- «Чёрная книга».
Я многого ждал от нескольких блокбастеров. Но Deathloop встретила интригующей завязкой, холодной красотой и мощными утечками памяти, вместо мультиплеера Halo Infinite я получил долгие подключения и «ошибку выделенного сервера», а Battlefield 2042 вызвала лишь мысли об апгрейде. Даже когда удалось поиграть на подходящем ПК, новая «батла» оказалась совсем не такой, какой виделась до релиза. Когда самый увлекательный режим в новом шутере — это компиляция старого в Battlefield Portal… Следующая часть уже в работе, а эту, видимо, забросят, как забросили «пятёрку».
Forza Horizon 5 — единственный блокбастер, полностью оправдавший ожидания. Как обычно, от «форцы» ждёшь гоночного праздника, рёва моторов, блеска сотен машин на солнце и нескончаемых развлечений в открытом мире — всё это пятая часть аркадной серии дарит в избытке.
От инди-игр же я не ждал вообще ничего, но они стали настоящим спасением. В том числе могучее российское инди! «Чёрная книга» — атмосферная, душевная и такая искренне русская, без грамма клюквы и дурацких стереотипов. Как карточная стратегия она слабовата (прошёл, практически не меняя колоду, одной и той же тактикой), но это легко простить за живую и яркую Василису, увлекательную историю и «дурачка» с чертями.
Griftlands в сюжетном смысле оказалась заметно проще, но компенсировала это глубокой стратегической составляющей, делающей каждый следующий забег отличным от предыдущего, — лучший карточный роглайт года. А Loop Hero — лучшая временна́я петля года. На первый взгляд — одноклеточная пиксельная «индюшатина», которая играет сама в себя, но вскоре разверзаются бездны, и ты полностью погружаешься в нескончаемый цикл всё нарастающих риска и награды. Круг за кругом, петля за петлёй, ради нового мира, возникающего из пустоты…
Об Inscryption парой предложений не расскажешь. Это свежий бриз в мире карточных роглайков, переходящий в ураган. Но это не карточный роглайк. Точнее, не только он. Да, но нет. Карты тут точно есть. А ещё — есть регулярный слом собственных правил, слом четвёртой стены и липкое, долго не отпускающее после прохождения ощущение реальности этого мира. Подлинная метавселенная, но без NFT-батонов, блокчейна и прочей пошлятины.
Почётное упоминание: Chuchel. Когда моя трёхлетняя дочка увидела этот оранжевый сгусток энергии, я понял — Amanita Design попала в яблочко. Счётчик Steam показывает больше семи часов в игре, которая вообще-то проходится за два. А всё потому, что целый месяц мы регулярно будили Чучела, потом Чучел гонялся за вишенкой, играл в Space Invaders, «Тетрис» и Pac-Man… Взглянуть на Chuchel глазами маленького человека оказалось очень интересно.
- Ender Lilies: Quietus of the Knights.
- Grime.
- Resident Evil Village.
- ATOM RPG: Trudograd.
- Tales of Arise.
2021 год выдался печальным для блокбастеров. Крупные франшизы «сыпались» одна за другой — едва ли хоть какая-то из них полностью оправдала ожидания. Мне полюбилась Resident Evil Village, которую я запоем прошёл за несколько дней. Пусть она ударилась в экшен, но качество исполнения всех элементов оказалось на высоте.
Зато себя показали маленькие студии. Особенно запомнились Ender Lilies и Grime. Внешне они мало похожи, но обе выделяются завораживающей атмосферой, отточенными механиками и прекрасным исполнением формулы метроидваний. Наши соотечественники преподнесли несколько сюрпризов фанатам cRPG: Encased, новая Pathfinder и замечательная ATOM RPG: Trudograd. Последняя — пример того, что не нужно обязательно делать больше, чтобы стало лучше. Лозунг стоит взять на заметку крупным студиям, гоняющимся за размером игрового мира (Halo, кхм, Infinite).
Почётное упоминание: Max Payne 3. В этом году исполнилось 20 лет знаковым сериям: Gothic, Halo, Max Payne. Игры последней я перепрошёл целиком. Культовый статус первых двух частей мало кто оспорит, а вот к триквелу у многих отношение неоднозначное. Может быть, это не лучшая Max Payne. Но геймплейно Max Payne 3 — всё ещё лучший экшен от третьего лица. Я уже и забыл, насколько прекрасны эти перестрелки.
⇡#Игра года
Восемь человек — восемь мнений. Но пересечения в персональных топах всё же есть — они и позволят нам назвать лучшую игру 2021 года по версии редакции 3DNews. Механизм подсчёта тот же, что и раньше. За первое место в личном топе присуждается пять баллов, за второе — четыре и так далее, а затем набранные каждой игрой баллы суммируются.
«Чёрная книга» | 12 |
Inscryption | 9 |
Halo Infinite | 8 |
It Takes Two | 7 |
Loop Hero | 7 |
Forza Horizon 5 | 6 |
The Artful Escape | 5 |
Tales of Arise | 5 |
Before Your Eyes | 5 |
Chicory: A Colorful Tale | 5 |
Ender Lilies: Quietus of the Knights | 5 |
Final Fantasy XIV: Endwalker | 5 |
Psychonauts 2 | 5 |
Grime | 4 |
Monster Hunter Rise | 4 |
Resident Evil Village | 4 |
Deathloop | 3 |
Genesis Noir | 3 |
Griftlands | 3 |
Returnal | 3 |
Shadow Tactics: Blades of the Shogun – Aiko’s Choice | 3 |
Shin Megami Tensei V | 3 |
ATOM RPG: Trudograd | 2 |
Life is Strange: True Colors | 2 |
Guardians of the Galaxy | 1 |
В этом году появилось немало хороших игр — в восьми наших редакционных топ-5 набралось целых двадцать пять проектов. Но лишь девять игр нашли своё место в двух топ-5: Inscryption, Halo Infinite, It Takes Two, The Artful Escape, Tales of Arise, Resident Evil Village, Deathloop и Griftlands.
Forza Horizon 5 завоевала места в трёх топ-5.
А Black Book победила не только по очкам, но и по количеству мест в топах — её отметили четверо из нас! И именно Black Book стала игрой года по мнению редакции 3DNews!
Morteshka ухватила самую суть магии необъятных уральских просторов и воплотила её в блестящем интерактивном повествовании, удерживающем у экрана до самого финала. Тридцать часов пролетят как один миг, а когда по экрану поползут титры, даже португальский или китайский геймер станет чуточку русским — настолько любовно, бережно и увлекательно пермская команда облекла мифы, историю и быт родного края в форму видеоигры. Black Book — это великая сила игр в чистом виде.