Жанр | Головоломка |
Издатель | Focus Entertainment |
Издатель в России | Отсутствует |
Разработчик | Rundisc |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-6100 3,7 ГГц / AMD FX-6300 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например Intel HD Graphics 530, 600 Мбайт на жёстком дискe |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i3-6100 3,7 ГГц / AMD FX-6300 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 460 / AMD Radeon HD 5850 |
Дата выхода | 5 сентября 2023 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 7 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Изучение новых языков — долгий и непростой процесс, к которому все подходят по-разному. Кто-то покупает учебники с упражнениями, кто-то выписывает слова из словаря на бумажки и клеит их на предметы в доме. Главный герой Chants of Sennaar, безымянный Путник, выбрал не самый лёгкий способ — он находится внутри многоэтажной башни и доходит до значений символов своим умом, отталкиваясь лишь от контекста, в котором они используются.
⇡#Слово за словом
Вот пробежали вы мимо фрески, где изображены три человека, поклоняющиеся солнцу. И у этой фрески есть подпись, состоящая из трёх символов. Значит ли это, что подпись читается как «люди поклоняются солнцу»? Или там не люди, а монахи? Или это не солнце, а божество? Как бы то ни было, свои догадки позволяют вписывать в блокнот, который персонаж в любой момент может открыть. И когда в следующий раз вы направите курсор на фразу, в которой есть знакомый символ, над этой фразой появится корявый перевод с использованием вписанных вами слов.
В этом основная «фишка» Chants of Sennaar — и разработчики придумали множество связанных с ней ситуаций. Увидел магазин горшков с вывеской над входом — скорее всего, на ней написано слово «горшки». Житель помахал рукой и выкрикнул слово — наверное, это означает «привет». По мере прохождения путь к правильному пониманию становится всё заковыристее — в одном эпизоде, к примеру, расшифровываешь шутки стражников, понимая лишь половину произнесённых ими слов.
Сложность в том, что в башне живёт несколько совершенно разных народов, а потому и разговаривают они на разных языках. У одних слова написаны будто бы иконочным шрифтом, у других напоминают арабский алфавит. Вдобавок какой-то народ может, например, иначе строить предложения, ставя частицу «не» не так, как это делают остальные. Однако это не значит, что после полного изучения одного из языков он становится ненужным в дальнейшем — будут встречаться памятники, вывески и фрески с фразами, написанными на двух языках, и с их помощью удастся пополнить свой запас знаний несколькими словами.
Бесконечно думать и гадать, правильно ли ты что-то перевёл или нет, не приходится. Периодически Путник осознаёт, что собрал достаточно информации, и рисует в дневнике несколько изображений с пустыми слотами рядом с ними. От игрока требуется перетащить слова в соответствующие слоты. Если абсолютно все угаданы верно (обычно их как минимум три на одной странице), игра засчитывает ответ и показывает настоящий перевод слов. Но если вы совершили хоть одну ошибку, никаких подсказок не будет — игра даже не сообщит, где именно вы просчитались.
Иногда эта механика запутывает — порой заполнять слоты предлагают в моменты, когда ты к этому вообще не готов. Поэтому начинаешь внимательнее смотреть на окружение в поисках вывесок, а также по новой воспроизводишь монологи жителей — если они покидают локацию, на их месте остаётся фигурка, позволяющая призвать их призраков и ещё раз показать их реплики. Появление рисунков в дневнике упрощает геймплей — когда с их помощью догадываешься, что какое-то слово означает «вперёд» или «свобода», символы начинаешь воспринимать иначе. Поначалу это считаешь спойлерами, но со временем понимаешь, что без этого прохождение сильно бы растянулось и постоянно вызывало бы желание заглянуть в гайд.
Особенно забавляет то, как игра временами напоминает учебник с упражнениями. Когда персонаж заполняет страницу и определяется с переводом символов, в одной из следующих комнат его частенько ожидает ситуация, где все эти слова пригодятся. И тут ты как будто начинаешь играть в «нормальную» игру — условия понятны, достаточно просто их выполнить, читая текст. Вроде бы такие эпизоды кажутся лишними, дневник в них ничем не пополняется, но на деле они позволяют немного отдохнуть от центральной механики, чтобы потом с новыми силами вернуться к изучению языков.
⇡#Не языками едиными
В Chants of Sennaar нужно не только разглядывать фрески и читать реплики — за пределами этих развлечений игра похожа на квест с головоломками и возможностью класть в инвентарь предметы, пускай их обычно и мало. Загадки тут самые разные: и двигать предметы надо, чтобы освободить путь для тележки, и искать ключи для дверей, и подбирать коды, и статуи разворачивать. Головоломки бывают довольно хитроумные, но решения некоторых даются прямо в игре — просто их нужно найти и перевести. Причём фразы, которые помогут решить эти «пазлы», персонаж отдельно записывает в дневник, чтобы не приходилось возвращаться на давно посещённые локации.
К сожалению, здесь почему-то не смогли обойтись без стелс-эпизодов. До сих пор остаётся загадкой, зачем многие разработчики портят этим свои проекты, но реальность такова, что в Chants of Sennaar время от времени придётся прятаться за колоннами, перебегать от одного укрытия к другому, швырять песок в гонги для отвлечения стражников — и так далее. Как только попадаетесь кому-то на глаза — героя убивают и всё надо начинать с контрольной точки. Есть забавный эпизод с переодеванием в солдата, в котором важно взять правильное оружие и надеть нужный шлем, иначе маскировку раскроют, но в основном стелс-эпизоды хочется поскорее проскочить и забыть.
Другая претензия к игре связана с полным отсутствием ориентиров — здесь легко заблудиться и забыть, в какие двери вы заходили, а какие при прошлом посещении локации пропустили. Для доступа к следующему региону не обязательно заполнять словарь целиком, так что пара пропущенных комнат не помешает пройти игру, но беготня из угла в угол в поисках неизученных помещений иногда раздражает: персонаж не самый быстрый, и ускорение двойным нажатием не сильно помогает. Но иногда возвращаться полезно, особенно когда узнал несколько новых слов и можешь прочитать прежде непонятные надписи.
В остальном Chants of Sennaar оставляет лишь приятные впечатления. Особенно чудесен визуальный стиль — такой минимализм в духе старых комиксов. Напоминает Sable, но детализация не такая, как на картинах Мёбиуса, которыми вдохновлялись разработчики и той игры, и этой. Все регионы уникальны, со своей архитектурой и планировкой помещений, а приятная музыка с восточными и восточноевропейскими мотивами включается редко, но метко, замечательно дополняя атмосферу. Обычно понятно, с какими объектами можно взаимодействовать, но в любой момент интерактивные предметы можно подсветить одной кнопкой.
***
Chants of Sennaar — красивое, уютное и увлекательное приключение с необычной задумкой. Хоть языки и вымышленные, изучать их интересно — сразу вспоминается Tunic, где внутриигровой гид был написан на непонятном языке, и догадываться приходилось по картинкам. Но если там упор был сделан на исследование, то здесь на первый план выходит решение загадок, связанных с языковыми особенностями разных народов. Игра немного недружелюбна к тем, кто делает большие перерывы — если бросить локацию на полпути, потом с трудом вспомнишь, зачем ты вообще сюда пришёл. Но делать перерывы и не захочется — когда начинаешь заполнять местный словарь, оторваться становится всё труднее с каждой минутой.
Достоинства:
- любопытный визуальный стиль и приятная атмосфера;
- необычный игровой процесс, основанный на изучении нескольких языков, между которыми порой не так уж много общего;
- увлекательные головоломки.
Недостатки:
- ни указателей, ни ориентиров — легко запутаться и забыть, где ты был, а где не был;
- неуместные стелс-эпизоды немного портят впечатление.
Графика |
Очаровательный стиль в духе комиксов прошлого века не перестаёт радовать глаз, равно как и уникальная для каждого региона архитектура, вдохновлённая культурами разных стран. |
Звук |
Музыка включается не очень часто (что для головоломок хорошо — не отвлекает), но когда включается, это всегда ласкающие слух мотивы. |
Одиночная игра |
Одинаково интересная игра и для склонных к лингвистике, и для любителей головоломок — тут и языков разных много (пускай они и вымышленные), и загадок полно. |
Оценочное время прохождения |
8 часов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Приятная головоломка с необычной задумкой — легко скрасит вечер и запомнится, несмотря на некоторые недостатки. |
Оценка: 8,0/10
Подробнее о системе оценок
Chants of Sennaar
Видео: