Последний год совокупные продажи игровых консолей растут. Продажи PS5 в некоторых европейских странах выросли более чем на 100 %, а Nintendo Switch пользуется высоким спросом, несмотря на почтенный возраст. В настоящий момент PS5, Nintendo Switch, Xbox Series S и Series X готовятся к масштабному сражению за покупателей в «Чёрную пятницу». Одновременно с этим аналитики усматривают риски слабых продаж из-за экономической неопределённости и роста стоимости жизни.
Лидером роста мирового рынка консолей в 2023 году стала PlayStation 5, продажи которой увеличивались в геометрической прогрессии. Эксперты связывают эти рекордные продажи с неудовлетворённым спросом, вызванным дефицитом компонентов в 2022 году. Успех Switch впечатляет, но рост продаж в основном зафиксирован в Японии, в то время как в США падение спроса составило 21 %, а в Европе — 7 %. Поставки Xbox снижаются третий год подряд на большинстве основных рынков.
По данным аналитической компании GfK, в Великобритании на PS5 приходилось 43 % всех продаж консолей с ноября 2022 года по октябрь 2023 года, причём за последние шесть месяцев эта доля выросла до 51 %. Доля рынка консолей Xbox Series сократилась с 26 % за последние 12 месяцев до 23 % за последние 6 месяцев, а доля Switch снизились с 34 % до 25 %. Нужно учитывать, что на четвёртый квартал традиционно приходится около 50–55 % от годовых продаж и готовые результаты могут заметно измениться.
Нынешний период праздничных распродаж интересен тем, что это первая «Чёрная пятница» за последние три года, когда все три конкурирующие консоли представлены на рынке в полном объёме, в то время как в предыдущие годы наблюдался перманентный дефицит.
«Чёрная пятница» и весь период праздничных продаж станут решающим моментом для всех трёх платформ, особенно с учётом высокой стоимости жизни, что может помешать приобретению дорогих товаров, таких как игровые приставки. Сектор развлечений должен учитывать общую экономическую неопределённость. По данным GfK, индекс потребительского доверия снизился на девять пунктов до -30, а индекс основных покупок потерял 14 пунктов и упал до -34 в преддверии праздничного сезона.
Эксперты утверждают, что в условиях продолжающегося экономического спада потребители вынуждены «жонглировать дорогими подарками во время праздничного сезона», так как оказываются перед сложным выбором. 48 % респондентов в октябре 2023 года заявили, что их финансовое положение не изменилось или ухудшилось, а 39 % респондентов полагают, что финансовое положение их семьи ухудшится в течение следующих 12 месяцев.
«Кризис стоимости жизни оказывает острое давление на многих потребителей: отопление домов, заправка автомобилей, рост ипотеки и арендной платы, а также замедление рынка труда в сочетании с новым конфликтом на Ближнем Востоке — все это способствует растущему беспокойству». — считает глава Gfk Дориан Блох (Dorian Bloch).