В FiiO решили чётко сделать 2017-й годом уверенного выхода на рынок IEM. Начав с неплохой модели F5, они продолжили ещё одним удачным гибридным вариантом в лице F9, расширив его сразу до трёх модификаций. Обычный вариант F9 я уже описывал, F9SE ничем, кроме кабеля, от него не отличаются, а вот про F9 Pro мы поговорим сегодня.
Основной особенностью, вставшей на пути F9 к «мировому господству», стал явно выраженный пик на ВЧ в районе 7 кГц и, в зависимости от персональных предпочтений слушателей, отзывы на наушники варьировались в диапазоне от «шедевр» до «ужас». Традиционно голоса людей, путающих «не нравится мне» и «не нравится никому», звучали громче других, но научиться фильтровать желающих выдать субъективное мнение за истину в последней инстанции — залог успешного сбора информации в Сети.
В FiiO решили, что пик на ВЧ можно сгладить, да и вообще — гибридных наушников много не бывает, так и появились F9 Pro, основным отличием которых стало использование, пожалуй, самого знаменитого арматурного «спаренника» Knowles TWFK, что дало изменение звука на верхней половине АЧХ. Также улучшился комплект поставки, а ценник подрос до примерно 140 долларов. Что же это дало обычному слушателю — мы сейчас и постараемся разобраться.
Технические характеристики
- Излучатели: динамический + 2 × со сбалансированным якорем (Knowles TWFK-30017)
- Диапазон частот: 15 Гц – 40 кГц
- Чувствительность: 106 дБ/мВт
- Импеданс: 28Ω
- Максимальная входная мощность: 100 мВт
- Кабель: 2 × 1,2 м, сменный с MMCX коннекторами
- Штекер: 3,5 мм TRRS, 2,5 мм TRRS балансный
- Вес: 3,76 г (1 наушник, без провода)
Упаковка и комплект поставки
Внешне коробка почти такая же, как и у предыдущей модели F9, да и от других продуктов FiiO она отличается мало: запаянная в пластик внешняя коробка из чёрного картона, внутри ещё одна — тоже из картона, но более плотного. Сами наушники зафиксированы во вставке из мягкого материала, защищающей их от любых повреждений. Комплект аксессуаров также радует, кроме самих F9 в коробке лежат:
- пластиковый бокс для хранения
- удобный мягкий чехольчик на змейке для быстрого сматывания наушников
- 3 набора из трёх пар силиконовых насадок
- три пары пенных насадок
- балансный провод с 2,5 мм штекером
- «гарнитурный» провод с трёхкнопочным пультом
Тут можно сделать два наблюдения. Первое — насадок тут не пожалели, в теории они должны влиять на звук, но на практике разница достаточно слабая (хотя и не нулевая). Второе — FiiO всеми силами подталкивают пользователей к балансному выходу, и, поскольку теперь это делают две самых успешных компании рынка портативного аудио (FiiO и A&K), думаю, можно считать 4-пиновый 2,5 мм штекер победившим форматом.
Дизайн и удобство ношения
Внешний вид ожидаемо не изменился по сравнению с обычной версией F9, тот же металлический овальный корпус со стильным волнообразным узором, та же эргономичная форма, прекрасно садящаяся почти в любые уши. Уровень исполнения так же очень хорош, никаких явных огрехов не наблюдается.
Наушники предназначены для заушного ношения, и посадить их проводом вниз будет проблематично. Звукоизоляция на типичном для этого форм-фактора уровне, проще говоря — для улицы или общественного транспорта её хватит, а вот в метро или самолёте шум уже будет мешать.
В FiiO учли жалобу на первую ревизию F9, состоявшую в том, что их кабель очень тяжело отсоединить (обычно с китайскими наушниками жалобы скорее состоят в том, что кабель отсоединяется слишком легко), поэтому они изменили MMCX-коннекторы комплектных проводов, сделав их чуть крупнее и добавив «насечки», улучшающие захват. В данной ситуации это реально помогло, и кабель теперь отсоединяется заметно проще, но, естественно, только если прилагать усилия. Коннекторы тут достаточно тугие, и если их не расшатывать нарочно, самопроизвольных отключений вряд ли можно ждать. Также был изменён немного угол выхода проводов из корпуса наушника, что улучшило фиксацию кабеля за ухом. Эти изменения получила не только Pro-версия, но и новые ревизии обычных F9.
Комплектных проводов традиционно две штуки. Гарнитурный — самый простой, но надёжный, он обладает хорошей толщиной, на холоде твердеет мало, микрофонный эффект выражен слабо. Гарнитура трёхкнопочная, что порадует обладателей свежих плееров FiiO, умеющих работать со всеми кнопками, качество микрофона — чуть лучше среднего.
Но, разумеется, основной комплектный провод — балансный. Он мягкий, витой, очень удобный в эксплуатации. Штекер был изменён с прямого на угловой, что должно пойти на пользу долговечности и самого кабеля, и гнезда вашего плеера.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA9 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2 и iBasso DX200 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов.
Я, пожалуй, для начала расскажу о восприятии звука F9 Pro «в целом», а потом уже напишу, что думаю о них относительно «обычной» версии.
Бас «прошек» — достаточно быстрый, немного подчёркнуто-ударный с небольшим акцентированием упругости и хлёсткости, что добавляет эффектности, особенно НЧ-ориентированным стилям. Текстурность и разделение инструментов — на хорошем для своей цены уровне, глубина также нареканий не вызывает, НЧ весьма линейны, без сильных провалов и подъёмов.
Так как АЧХ наушников сохранила всё ту же небольшую V-образность, нижние СЧ немного опущены относительно мидбаса, но перепад составляет всего около 10 дБ и компенсируется неравномерностью восприятия звука слухом, поэтому говорить о «вкусовой подаче» или «задвинутости середины» будет явной глупостью. По характеру это типичные хорошие арматурные СЧ с акцентом на верхней середине: нейтральные, детальные, с чуть форсированными атаками и приятным подчёркиванием эмоций высоких голосов. Воображаемая сцена немного больше среднего по ширине и глубине, с чётким разделением планов и инструментов.
ВЧ по-прежнему акцентированы, и, как и в случае с обычными F9, это станет основным камнем преткновения. Для меня, допустим, ВЧ у F9 не переходили порога дозволенного, если, конечно, не выбрать совсем яркий источник и откровенно некачественную запись, наоборот, пик на ВЧ зачастую добавлял воздушности и лёгкости многим композициям. Смещение данного пика и уменьшение его резкости, на мой слух, ещё больше улучшило ситуацию, ВЧ зазвучали более естественно и комфортно, хотя характерных для дорогих моделей разделения инструментов и проработки затуханий всё так же не хватает. На всякий случай повторю очевидную мысль — я сейчас говорю о своём личном восприятии звука, которое может не совпадать с вашим, поэтому если вы чувствительны к ВЧ региону — прослушайте наушники перед покупкой.
Если говорить о сравнении обычной версии и F9Pro, необходимо сделать небольшое отступление.
Мир аудио (в том числе и портативного) видывал разных чудаков, одной из интереснейших разновидностей которых являются «слушатели графиков» — пользователи, любящие делать выводы о звуке наушников по замерам, прикрываясь при этом «объективностью». Особенно же забавны те, кто опирается только на один график АЧХ. Безусловно, графики и замеры важны, но, во-первых, одной только АЧХ явно недостаточно для выводов, а во-вторых — всё равно личное прослушивание не заменит ничего, потому что наш слуховой аппарат всё равно субъективен. Не уподобляться же патрицию Витинари, который наслаждался музыкой «в совершенной форме» — читая нотные листы.
F9Pro неплохо демонстрируют то, что по одной АЧХ выводы не сделаешь. Если судить по замерам, разница между обычной и Pro-версией — минимальна, ниже 1 кГц их графики вообще идентичны (впрочем, динамик-то у них одинаковый, так что это не удивительно). Выше 1000 Гц разница тоже не кардинальна, у Pro немного выше область 2-4 кГц, а пик на ВЧ стал меньше и сдвинулся по АЧХ немного выше (от 7 к 8 кГц), плюс немного лучше проработаны ВЧ выше 10 кГц, казалось бы, звук должен быть почти идентичным, но по факту разница всё-таки заметна.
Если сравнивать два варианта гибридов FiiO, то изменённые акценты на ВСЧ и ВЧ позволили лучше раскрыться басу, он стал чуть суше и ударней. СЧ звучат немного телесней и чуть менее критичны к качеству записи, а ВЧ стали комфортней и натуральней.
Естественно, в данном ценовом диапазоне есть и другие хорошие модели.
Ostry KC09. Пожалуй, самая «универсальная» по звуку модель, которую я смелее всего рекомендовал бы брать без прослушки. Они не обладают ярко выраженным вау-эффектом, но отыгрывают всё на уверенно качественном уровне. Чуть притемнённая подача с приглаженными ВЧ делает их удачным выбором для плохо записанной музыки с излишком «верхов». По сравнению с F9 Pro их подача чуть сглажена и затемнена.
MEE Audio Pinnacle P1. F9 Pro являются небольшим шагом от обычных F9 в сторону «пиннаклов». P1 обладают очень характерным звучанием с необычной протяжённостью ВЧ-диапазона, и чуть приподнятые выше 10 кГц ВЧ F9 Pro и делают их звук ближе к P1. В целом по подаче модель MEEAudio более линейна и отличается менее выраженной V-образностью АЧХ.
Meze 12 Classics. Хороший пример удачной динамической модели с комфортной, не очень яркой подачей. Тут, конечно, нет разрешения и проработки сцены F9 Pro, но ВЧ звучат мягче, а бас чуть более весом.
Simgot EN700 Pro. Ещё один довольно свежий и интересный игрок данного ценового диапазона. По «общему восприятию» нижней половины диапазона «семисотки» во многом похожи на F9 Pro-версии, но на ВСЧ и ВЧ становится понятно, что у гибридов за этот участок всё-таки отвечает арматурный драйвер, предлагающий лучшую детализацию и более холодный, мониторный звук.
Совместимость
В целом наушники можно слушать с разными смартфонами и другими простыми источниками, гарнитурный провод в комплекте положен не зря, но всё-таки лучше всего они сочетаются с плеерами начального и среднего ценового диапазона, особенно удачными вариантами на мой слух являются FiiO X5-3 и Lotoo Paw 5000 Mk II.
Жанрово эти IEM в целом универсальны, на мой вкус, с ними можно слушать что угодно, но чувствительным к ВЧ людям всё-таки стоит избегать агрессивной или плохо записанной музыки. Чувствительность к качеству записи я бы оценил где-то на 7 баллов из 10.
Традиционные треки-примеры
Duke Ellington & John Coltrane — In a Sentimental Mood. И ещё один шедевр в копилку великолепных коллабораций музыкантов, являющихся иконами жанра. Прекрасная, минималистичная по форме, но потрясающая по глубине вещица, отыгранная на том космически безупречном уровне, что отличает джазовых исполнителей с мировым именем. F9Pro играет эту композицию не безупречно (всё-таки тут нужно что-то топового уровня на ВЧ), но очень увлекательно — с воздухом, с приятной телесностью инструментов, можно сказать с душой.
Supertramp — The Logical Song. Главный хит группы Supertramp, достигший максимального (для них) успеха в хит-парадах на обоих берегах Атлантики. Цепляющая мелодия, шикарное соло на трубе в середине, прекрасная работа звукоинженеров — вот далеко не полный список достоинств этого трека. Герои данного обзора играют его строго как положено — с эффектной плотностью на ударных, с чистыми и детальными СЧ, с прекрасными объёмными стереоэффектами, которыми так богата композиция.
Amy Winehouse — Rehab. В творчестве этой гениальной и рано ушедшей певицы полно хитов, но, пожалуй, именно Rehab лучше всего подходит к подаче «прошек». Уверенная основа из ударных, поверх которой строится причудливая конструкция из инструментов и эмоционального вокала — то, в чём хороши гибридные наушники и обновлённые F9 исключением не являются.
Выводы
Одним из главных вопросов для многих, читающих обзор, является «стоит ли мне апгрейдить F9 до Pro версии?». Если у вас уже есть обычные девятки и их звук вас устраивает, то ответ — нет. Кардинального прорыва в звуке явно не будет, Pro-версия в данном случае это скорее эволюционное улучшение. Если же вы только собираетесь покупать наушники и рассматриваете F9 как один из вариантов, тогда я бы советовал немного доплатить, расширенный комплект поставки и «подправленная» подача делают и без того неплохие F9 Pro ещё лучше.