Жанр | Платформер |
Издатель | Bigmode |
Разработчик | Billy Basso |
Системные требования | Процессор с частотой 1 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12, 40 Мбайт на жёстком диске |
Дата выхода | 9 мая 2024 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 12 лет |
Платформы | PC, PlayStation 5, Nintendo Switch |
Официальный сайт |
Играли на PlayStation 5
Когда блогеры и журналисты беспощадно критикуют какую-то игру, в комментариях им часто отвечают, что сначала им самим стоит попробовать что-то сделать, а уже потом оценивать других. Ютубер videogamedunkey, на которого подписано более 7 млн человек, пошёл иным путём — он открыл собственное игровое издательство. Дебютной игрой, вышедшей под его надзором, стала Animal Well от разработчика-одиночки. И есть ощущение, что этим релизом Данки задрал планку чрезвычайно высоко. Проект легко может носить звание «Fez нашего времени»: это столь же восхитительный платформер — маленький и уютный снаружи, но при этом глубокий и богатый на секреты внутри, многие из которых еще только предстоит найти.
⇡#В мире животных
В метроидваниях мы привыкли к тому, что в начале нам показывают видеоролик, потом нужно читать диалоги, вникать в сюжет, разблокировать одну за другой новые области и постепенно получать способности. Animal Well устроена иначе — главный герой, похожий на колобка, вылезает из какого-то бутона и может идти куда угодно. На пути встречаются белки, коты, собаки, горностаи, но все они разбегаются в ужасе при виде нас. Это действительно колодец с животными, как утверждает название игры, но что конкретно это за место — непонятно. Спойлер: понятно так и не станет.
В этом и состоит прелесть Animal Well — здесь загадочно абсолютно всё, а потому всё хочется изучать. Когда впервые берёшь управление протагонистом, игра не указывает, куда нужно идти и что делать. Можно отправиться направо, можно — налево, можно воспользоваться лестницей или, наоборот, свалиться в пропасть. Перемещаясь из стороны в сторону, подбираешь то фрукты, которые восстанавливают здоровье, то шутихи, взрывающиеся с непривычно красивым для пиксельных игр эффектом. Зачем они? Эксперименты в разных комнатах покажут.
Со временем осознаёшь, что здесь нет правильного способа пройти игру. В метроидваниях ты обычно видишь, что вот этот регион раскрашен на карте характерным цветом, поэтому для доступа к нему явно нужен двойной прыжок или, скажем, рывок. Здесь же локации сплетены настолько мастерски, что, по ощущениям, проходить их можно в любом порядке. По крайней мере, мой порядок отличался от того, что я потом видел в прохождениях на YouTube. Поэтому в игре нет указателей — куда хочешь, туда и иди. Где видишь головоломки, там их и разгадывай. А в некоторых случаях можешь упростить себе задачу, если уже получил какой-то гаджет и можешь необычным образом его применить, чтобы найти секрет или вообще пропустить комнату.
Хотя «гаджеты» — слишком громкое слово для здешних предметов в инвентаре. Это детские игрушки: йо-йо, «шагающая» пружинка, фрисби и так далее. Помните, я упоминал выше рывки и двойные прыжки? Здесь такой банальщины нет и в помине. Вместо двойного прыжка, к примеру, мыльные пузыри — вы создаёте в воздухе пузырь и он служит платформой, которая опускается под вашим весом и исчезает при прикосновении с потолком или стеной. При создании нового пузыря старый лопается, но даже такое ограничение позволяет проделывать забавные трюки и проникать в труднодоступные места. Это справедливо для большинства предметов — тот же метательный диск хорош для переключения рычагов, до которых трудно допрыгнуть, но ему можно найти и другое применение.
Объяснять механики игра не будет, но это и не нужно — разнообразные комнаты отлично справляются с тем, чтобы игрок дошёл до всего сам. Количество уникальных ситуаций и головоломок не перестаёт впечатлять — классных идей так много, что иногда даже жаль, что они используются только в одной маленькой локации и затем не повторяются. Тут будут и ряды летящих вверх пузырей, по которым нужно прыгать, и погони с участием призраков, и переключение рычагов с помощью других животных или своих игрушек. Некоторые загадки решаются прямо на месте, а некоторые потребуют проделать немаленький путь, чтобы что-то забрать или куда-то нажать. Здесь никогда не бывает скучно — когда находишь путь к месту, в котором ещё не был, даже предположить не можешь, что тебя там ждёт.
⇡#Всё глубже
Основная задача — собрать отмеченные на карте огоньки, которых всего четыре, и справиться с этим можно часов за шесть. Но в реальности на игру потратишь значительно больше времени, поскольку постоянно будешь отвлекаться на побочные развлечения. Например, здесь чуть ли не в каждой третьей комнате есть закрытые двери — каждый раз хочется попробовать открыть их с противоположной стороны, чтобы навсегда разблокировать эти проходы и быстрее перемещаться в пространстве. А там — новые загадки, к которым удобно перескакивать благодаря вновь открывшимся срезкам. Есть точки сохранения, но телепортироваться между ними нельзя. Есть быстрое перемещение, но работает оно не так, как в других метроидваниях, — увидите сами, если догадаетесь, как его включить.
Попутно занимаешься поиском многочисленных секретов, в том числе разноцветных яиц (их больше полусотни). Это не просто коллекционные предметы для «ачивки» — за них можно получить кое-какие ценные призы. Но и без наград любители метроидваний наверняка с удовольствием за ними бы побегали — когда видишь на карте подсказку, намекающую, что вон в той комнате есть спрятанная дыра в потолке, отказать себе в удовольствии и не вернуться туда невозможно. Для тех, кто любит изучать всё вдоль и поперёк, Animal Well станет настоящим подарком — она постоянно награждает за любопытство и делает это значительно лучше, чем многие другие метроидвании.
Удивляет и полное отсутствие боевой системы. Обычно главные герои таких игр как минимум умеют драться, но здешний протагонист вообще не способен дать отпор. Здоровья у него мало, оружия нет, но оно и не сильно нужно. Агрессивные животные не встречаются — если они и доставляют неудобства, то делают это не со зла. Покрытые иголками ёжики занимаются своими делами и не виноваты, что вы решили к ним прикоснуться. Цапли ищут в водоёмах еду — это вы к ним под клюв полезли. Собаки скучают в четырёх стенах и хотят поиграть, а протагонист очень удачно выглядит как шарик, который ещё и двигается. Навредить хотят лишь призраки, и в случае с ними приходится пользоваться предметами из инвентаря — не всех удастся прогнать или устранить, но ненадолго защитить себя получится.
Главный секрет Animal Well — в её обманчивой простоте. Чем дальше проходишь, тем глубже она оказывается — слово «колодец» в названии не просто так. Даже если бы она просто закончилась после сбора всех четырёх огоньков, её всё равно можно было бы рекомендовать всем любителям жанра — это чудесная метроидвания с нестандартной структурой и потрясающим разнообразием ситуаций и механик. Однако это далеко не всё, что она может предложить. Animal Well и после титров таит в себе немало секретов — как очевидных, так и тех, ради которых на Reddit и форумах Steam множатся ветки обсуждений. Помимо яиц, есть другие коллекционные предметы. Животные встречаются на пути не просто так. Загадочные часы с тремя циферблатами тоже что-то значат. И так далее, и тому подобное.
Сообщество было готово к такому — создатель игры давно говорил в интервью о трёхслойности Animal Well. Первый слой подойдёт обычным игрокам, которые предпочитают просто дойти до титров и на этом закончить. Второй предназначен для любителей секретов и второстепенных развлечений вроде сбора коллекционных предметов и зачистки карты. А третий рассчитан на тех, кто любит головоломки, которые практически невозможно решить без посторонней помощи. Если бы игра была плохой или даже средней, вряд ли многие решились бы погружаться в третий слой, но Animal Well получилась замечательной — потому сообщество так активно её сейчас обсуждает.
***
Идейно схожих с Animal Well игр не так много — обычно разработчики стараются не прятать слишком многое от посторонних глаз. Навскидку можно вспомнить Fez, Tunic и The Witness — на первый взгляд простые, но при внимательном знакомстве открывающие прямо-таки бездны. И объединяет их то, что даже без этих секретов, тайн и загадочных неочевидных механик они сами по себе являются достойнейшими представительницами своих жанров. В случае с каждой из них хочется стереть себе память, чтобы ещё раз пройти впервые. Подобные игры выходят очень редко, но каждый раз ими трудно не восхищаться.
Достоинства:
- большой загадочный мир, который интересно исследовать;
- отсутствие указателей и единственно верного направления позволяет изучать локации в любом порядке;
- множество разнообразных головоломок и ситуаций — никогда не знаешь, что ждёт дальше;
- необычные для метроидваний «гаджеты», которые не так просты, как кажется на первый взгляд;
- огромное количество секретов — и до титров, и особенно после.
Недостатки:
- точки сохранения порой расположены слишком далеко друг от друга.
Графика |
Хотя может показаться, что экран перегружен тёмными пикселями, на деле графика не вызывает дискомфорта. Некоторые визуальные эффекты вроде взрывов впечатляют качественной прорисовкой. |
Звук |
Загадочная музыка не мешает разгадывать головоломки, но больше всего меня порадовали звуки DualSense при взаимодействии с предметами — еле слышные, но отлично погружают в атмосферу. |
Одиночная игра |
Нестандартная метроидвания, с которой можно расстаться сразу после титров, но лучше остаться и продолжить исследование мира. |
Оценочное время прохождения |
На основное прохождение уйдёт порядка 6 часов, после чего ещё несколько вечеров проведёшь за поисками оставшихся секретов. |
Коллективная игра |
Мультиплеера нет, однако некоторые загадки специально сделаны так, чтобы игроки совместно искали решения. |
Общее впечатление |
Замечательная метроидвания, которую будут вспоминать ещё очень долго благодаря её оригинальности и многослойности. |
Оценка: 9,0/10
Подробнее о системе оценок
Animal Well
Видео: