Илон Маск известен своим отношением к этому миру — он всегда мечтает о большем. Сегодня ночью он представил долгожданную электрофуру Tesla Semi. Оснащенный массивной батареей грузовик способен тянуть 36 тонн. Он даже может ехать самостоятельно! На шоссе, по крайней мере.
Новый транспорт, представленный Маском в дизайнерском центре Tesla в Хоторне, Калифорния, — очередной шаг в миссии Маска, цель которой состоит в том, чтобы человечество забыло об ископаемом топливе и перешло на чистую электроэнергию. Так и будет, если Маску удастся убедить транспортную отрасль в том, что нужно двигаться дальше.
Фура для работы
Маск считает, что разобраться с большими ребятами — лучший способ оказать реальное влияние на изменение климата. За пять лет, прошедших с тех пор, как Tesla начала производить седан Model S, компания продала 200 000 автомобилей. В США на дорогах около 250 миллионов автомобилей, поэтому те 200 000 — капля в море. Даже если Tesla сможет нарастить производство «доступного» седана Model 3, пройдет много времени, прежде чем производитель автомобилей из Кремниевой долины сможет изменить сами принципы передвижения человечества, которые опираются на ископаемое топливо.
Грузовики — подходящий инструмент, потому что они особенно токсичны. «Тяжелые транспортные средства представляют небольшую часть транспортных средств на дорогах, но берут на себя большую часть выбросов», говорит Джимми О’Диа, изучающий чистые транспорте средств в Союзе обеспокоенных ученых. В Калифорнии на эту категорию приходится 7% общего объема транспортных средств, но 20% связанных с транспортом выбросов парниковых газов и треть выбросов NOx (которые связывают с астмой и респираторными заболеваниями).
Любой грузовик, который будет использовать электричество вместо дизельного топлива, перестанет оказывать негативное влияние на планету и все на ней живущее. 18-колесные монстры — ультимативное зло. В то время как многие задумываются и разрабатывают электрические грузовики, у Tesla на это есть и ресурсы, и инженеры, и мощности. Самое главное — у нее есть сила привлечь внимание всей автомобильной отрасли.
Кабина из углеродного волокна снаружи представлена гладкими линиями. Аэродинамика имеет важное значение, когда речь идет об экономии топлива и подсчете количества электронов, а Tesla обещает, что Semi будет прорезать воздух эффективнее, чем даже некоторые спортивные автомобили.
Загляните в кабину Semi — и у вас не останется сомнений в том, что Tesla знает, как переделать грузовик. Как в знаменитом спорт-каре McLaren F1 (у Маска был такой, пока он не разбил его, катаясь с Питером Тилем), кресло водителя находится в центре кабины. Поскольку грузовик не пришлось строить вокруг громоздкого дизельного двигателя, Tesla сделала нос кабины вертикальным, а главное сиденье выдала настолько далеко вперед, что можно увидеть землю перед транспортным средством. Над головой — ящики для хранения вещей, есть также четыре держателя чашек.
Высота кабины — около 220 сантиметров, поэтому любой может встать. Двери простираются снизу доверху кабины, обеспечивая легкий доступ. Человек за рулем получает доступ к двум 15-дюймовым сенсорным экранам, по одному с каждой стороны, которые обеспечивают навигацию, работу с данными и мониторинг слепых пятен. Единственная кнопка в поле зрения управляет аварийными огнями, все остальное делается при помощи экранов или двух рычажков, выходящих с трехспицевого рулевого колеса.
Tesla позаботилась и о безопасности. Аккумулятор усилили, чтобы он не взорвался или не загорелся; усиленное ветровое стекло не должно пачкаться или трескаться, а бортовые датчики будут предупреждать возможные заносы прицепа и регулировать мощность отдельных колес, чтобы все они шли вровень.
И конечно же, грузовик получит функцию Enhanced Autopilot, тот самый автопилот, которая позволит ему ехать по шоссе самостоятельно, оставаясь на своей полосе и на безопасном расстоянии от соседних автомобилей. В переднюю часть автомобиля встроены радары, повсюду камеры.
Батарея — размер которой Tesla не раскрывает — занимается пространство около полутора метров в высоту и простирается от передних колес до второй пары. За кабиной находятся четыре электродвигателя, такие же как и в Model 3, по два на каждую ось. В документах EPA нашли, что один двигатель Model 3 генерирует 258 лошадиных сил, что дает Semi 1032 л. с., вдвое больше, чем у большинства дизельных грузовиков такого размера. Но в грузовиках важен крутящий момент — и здесь Tesla тоже не раскрывает данных — а электромоторы становятся чемпионами, когда дело доходит до разгона с нуля.
Работа для фуры
И всё замечательно, но Маску нужно еще продать эту штуку. И в то время как продажа никогда не составляла для него проблемы (в конце концов, полмиллиона человек зарезервировали Model 3, и тысячи заказали ее до того, как увидели прототип, спецификации или узнали окончательную цену), дальнобойщики — это проблемная аудитория. Многие компании открыты для новых решений, говорит Энн Гудчайлд из Центра цепочек поставок и логистики при Университете Вашингтона. Но они не любят экспериментировать. «Мало кто решится экспериментировать с таким в повседневной работу», говорит она.
Они не любят новинки, они не гонятся за крутизной. Они заботятся о полной стоимости владения, в которую входит всё, от первоначальной стоимости до топлива, технического обслуживания и простоев. «Мы должны предоставить продукт, который по сути позволит им зарабатывать деньги», говорит Даррен Госби из Navistar, производящей грузовики и автобусы.
Тягач Tesla должен иметь преимущество в расходах на топливо (электричество всегда дешевле сока из динозавров) и техническом обслуживании, но время простоя может оказаться проблемой. Маск может обещать зарядные устройства, которые смогут быстро реанимировать аккумулятор, но такого рода быстрая подзарядка требует специализированной инфраструктуры. Даже если Маск сможет создать эти станции, построит их по всей стране и сделает несколько маршрутов работоспособными, водители будут тратить больше времени на остановку, чем на дизельному ходу, и это невыгодно.
Возможно, самым большим вопросом является то, как Tesla обуздает дальнемагистральные переезды. Говоря об электрических тягачах, Госби отмечает, что «худший вариант — это набрать 100 км/ч и просто ехать». Переезды по штатам всей страны потребуют расширения инфраструктуры, а круизная прогулка портит преимущество, которое вы получаете от рекуперативного торможения.
«Лучше всего подойдет транспорт, который не путешествует на большие дистанции и имеет очень много маневров с остановкой», говорит Госби. То есть грузовики, которые ездят по городам, осуществляя доставку и перевозы. У них будут плюсы: они не заезжают чересчур далеко, они могут заряжаться в одном и том же месте каждую ночь, они постоянно тормозят, за счет чего можно пополнять энергию, а дизельные грузовики в городах просто портят воздух.
Тяжеловес
Секундочку, скажете вы. Все мы с интересом наблюдаем за приключениями Илона и у всех рождается вопрос: каким вообще образом этот человек может думать, что сейчас, именно сейчас, лучшее время для производства совершенно нового вида транспортного средства? Производство Model 3 — седана за 35 000 долларов, которое отмечает попытку Tesla стать настоящим автопроизводителем, — отстает от графика на несколько месяцев. За последние месяцы акции компании просели, а в судах представителей Tesla ждут с объяснениями предполагаемых проблем сексизма и расизма в компании.
Может быть, и не найдет. Но вряд ли это остановит Маска в его кипучей деятельности. Именно этот человек пытается переселить человечество на Марс, строит многоразовые ракеты, пытается предотвратить апокалипсис с роботами, уничтожает пробки, роя туннели, а также планирует запускать людей в бобе по сврехзвуковой трубе. И все, блин, сразу. Подумаешь, пару грузовиков поставить на конвейер.
Хотите знать его секрет?